NSRA
АСМП
Ассоциация партнеров
по координации использования
СЕВЕРНОГО МОРСКОГО
ПУТИ
Северный морской путь как ключевая транспортная артерия развития АЗРФ и внешнеэкономических связей.
Очередная конференция ассоциации Севморпути прошла 26 октября в офисе ПАО Совкомфлот - партнера АСМП.
Мы живем в необычное время. Ну кто думал, что Россия будет так быстро "прирастать" Арктикой и Северным морским путем какие-нибудь 10-15 лет назад. А сегодня конференция по СМП вызвала объяснимый интерес и властей всех уровней, и бизнеса. В новой геополитической ситуации Северный морской путь стал самым коротким и безопасным из Европы в Азию.
Приветственный адрес Артура Чилингарова, Президента АСМП и специального представителя президента по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, призвал к практическим шагам для выполнения лозунга: «В Арктике жить!». «Без человека в Арктике, без координации международного сотрудничества мы не добьемся успеха», - уверен Артур Николаевич.
Выступление Олега Роя, начальника отдела развития транспортной инфраструктурой и СМП из министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, было ярким подтверждением, что прирастать будем именно Арктикой. Развитие транспортной инфраструктуры Арктической зоны нашей страны - это долговременная задача федеральных властей. И потому сообщение о выполнении программы Северного завоза на 75 процентов в конце октября нынешнего года -это совсем не та цифра, которая может радовать. 2024 год станет годом осуществления Северного завоза по новым правилам для наших партнеров из Саха-Якутии, Чукотки, НАО, Таймыра, куда зачастую можно долететь только самолетом. Олег Владимирович убежден, что применительная практика нового закона о Северном завозе в следующем году будет успешной на все 100 процентов.
В споре рождается истина. Ни один доклад на конференции АСМП не обошелся без "острых" вопросов.
Энергичное выступление Анатолия Личманова, партнера АСМП, руководителя управления работы с органами госвласти Дальневосточного морского пароходства, тоже никаких сомнений в планах компании не оставило. Флот компании активно растет и пополнился семью новыми судами за последние три года. А рост контейнерных перевозок и увеличение парка контейнеров до 170 тыс ТEUS сделало нашего партнера ведущим перевозчиком на Дальнем Востоке.
ПАО НОВАТЭК, партнера АСМП, можно по праву назвать ведущей арктической энергетической компанией в мире. С больших, правда, и спрос большой. Поэтому Андрей Поздняков, руководитель управления безопасности морских операций, говорил о переходе на круглогодичную навигацию на СМП, как вопросе решенном.
Выступление Анатолия Личманова, руководителя управления работы с органами госвласти, об уверенном росте компании ПАО «ДВМП» в этом году.
«Но при этом вопросы планового пополнения ледокольного флота, гидрографии и "доисследование" глубин, спутникового покрытия должны решаться без всякого замедления», - уверен Андрей Федорович. И в Обской губе и в восточном секторе Северного морского пути.
Игорю Гапешко, гендиректору Транзас Навигатор, и Андрею Позднякову, руководителю управления безопасности морских операций ПАО Новатэк, было что обсудить и во время перерыва конференции.
Все 112 судов ПАО Совкомфлот уверенно выполняют свои задачи по наращиванию грузопотока на трассе СМП. Об этом с большой уверенностью докладывал на конференции Виктор Петрусевич, начальник отдела безопасности ведущего российского танкерного перевозчика нашей страны. Впечатлила и умная, кадровая стратегия. Совкомфлот точно знает какие офицеры, какие мотористы и какие матросы нужны компании для безаварийного управления своим танкерным флотом.
Внешнеэкономическую роль СМП без таможенной службы представить невозможно. Прелюдией к внешнеэкономической части конференции стало выступление Максима Родикова, заместителя руководителя службы таможенного оформления и таможенного контроля Федеральной таможенной службы. Таможенное законодательство долгое время было ахиллесовой пятой для развития бизнеса. Эти времена, похоже, позади и Максим Алексеевич рассказал о таможенном оформлении Арктических резидентов и в особых экономических зонах. Задача понятна, привлечь бизнес на самых льготных таможенных правилах. При этом быстрота, ясность и прозрачность таможенного оформления напрямую связана с конкурентоспособностью нашего бизнеса. И в Арктике, и на Северном морском пути тоже.
«Все суда ПАО Совкомфлот работают эффективно и с полной отдачей", - считает Виктор Петрусевич, начальник отдела безопасности мореплавания.
Выступление чрезвычайного и полномочного посла Александра Игнатьева было реалистичным и понятным. Многие международные контакты в Арктике были свернуты после начала СВО. Причем зачастую в одностороннем порядке. «Норвежский посол по делам Арктики Мортен Хеглунд проявил прагматизм», - считает Александр Александрович и работа России во многих комиссиях Арктического совета была продолжена. Пусть и в режиме онлайн. Недавнее подписанное Межправительственное соглашение на 2024 год по рыболовству, научному сотрудничеству с Норвегией тоже оставляет двери для Арктического сотрудничества открытыми.
Режим ВКС стал технически удобной формой участия на конференции АСМП. Выступление Максима Родикова, заместителя начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС РФ.
Вопросы приграничного сотрудничества для наших партнеров из Мурманска, Архангельска, Карелии, НАО всегда играло особую роль. Разворот на Восток это все- таки вынужденная мера и здесь нужно немало поработать в изучении бизнес культуры наших восточных соседей, стран Ближнего Востока и Африки.
«Архангельский транспортный узел после решения федерального правительства от 22 сентября 2023 года будет развиваться ускоренными темпами», - сообщил Дмитрий Юрков, представитель губернатора в Арктике. Предстоит вернуться к строительству глубо-ководного порта. Практически завершены переговоры с китайской компанией «Торгмолл», которая планирует 6-9 судозаходов в год. Пиломатериалы- на экспорт, а обратно из Китая по трассе СМП будут доставляться в Архангельский морской порт автомобили и товары народного потребления. Полностью реконструируемая федеральная дорога М-8 позволяет эффективно решать вопросы доставки грузов в центральную часть России и вывести на должную значимость первый морской порт нашей страны.
Дмитрий Юрков представитель губернатора в Арктике уверен, что Архангельский транспортный узел будет активно развиваться.
Грузопоток СМП на 80 процентов сегодня - это нефть и газ. Выступление Александра Велисокина руководителя кафедры разработки нефтегазовых месторождений СКГУ помогло участникам получить картину развития мировой газовой отрасли, которая сегодня обеспечивает 25 процентов в энергообеспечении мирового хозяйства. Идет жесткая конкурентная борьба с мировыми газовыми державами и едва ли не нашим главным конкурентом на газовом рынке США.
Хотя Россия намного опережает по запасам газа наш "газовый" оптимизм и уверенность должны подкрепляться значительным ростом производства СПГ, развитием технологических и логистических решений. Здесь не обойтись без успешного развития международных экономического и политического сотрудничества. СПГ может быть доставлен в любую точку мира и это дает этому источнику энергии огромные геополитические преимущества.
Александр Велисокин, руководитель кафедры разработки н-г месторождений СКГУ выступил о развитии мировой газовой отрасли.
Остается много работы и по развитию инфраструктуры нашей энергетики в Арктике. «Нужна новая арктическая «труба» и изменение логистики поставок нефтяных и газовых компаний в условиях геополитической напряженности в северных морях», - говорила в своем выступлении Юлия Зворыкина, проректор Московского геолого-разведочного института имени Серго Орджоникидзе. «Новые энергетические проекты» по мнению Юлии Викторовны, «точно должны учитывать глобальный тренд на снижение объемов потребления, энергопереход к новым видам энергии и стратегию экономики замкнутого цикла».
Выступление Юлии Зворыкиой, проректоар Московского геолого-разведочного института имени Серго Орджоникидзе.
Не в последнюю очередь успешное освоение СМП начинается с гидрографии. Причем вопросы возникают самые разнообразные.
Александр Тезиков, заведующий кафедрой гидрографии моря Арктического факультета ГУМРФ имени адмирала Макарова, партнер АСМП, считает, что при переходе на круглогодичное использование нужна большая дополнительная гидрографическая работа. Потому что трасса СМП - это путь с малыми глубинами и остается недостаточно изученным. Выбор безопасного маршрута всегда будет иметь приоритетное значение.
Выступление другого нашего партнера Михаила Григорьева, директора компании «Гекон» и члена научного совета РАН, было лаконичным и весомым. «Цифра грузооборота на СМП 80 млн тонн к 2024 году не будет достигнута и нужны новые реальные ориентиры и цифры», - убежден Михаил Николаевич. Компания Роснефть, реализующая проект Восток-ойл на Таймыре и компания АЕОН с ее угольным проектом «Северная звезда» как не строили, так и не строят суда для своих проектов. «Увеличенная стоимость строительства ледоколов «Лидер» до 200 млрд рублей неизбежно повлечет за собой стоимость ледокольной проводки и всю остальную цепочку в экономике транспортировке грузов на СМП», - подчеркнул партнер АСМП. Эти вопросы вышли далеко за основную тему докладчика о перспективах обеспечения поисковых и спасательных работ на трассе СМП.
Александр Король, и.о гендиректора Нарьян-Марского объединенного авиаотряда, партнер АСМП и «летающий летчик», который неоднократно участвовал в спасательных операциях на трассе СМП.
Выступление Александра Короля, и.о генерального директора Нарьян-Марского объединенного авиаотряда, партнера АСМП, стало логичным дополнением к вопросу о спасательных операциях на СМП. «Нужны вертолеты большего радиуса действия, нужны усиленные спасательные лебедки. И, конечно, нужны новые вертолеты там, где только вертолетом можно долететь. По-иному и быть не должно», - считает Александр Владимирович.
Чем больше докладчиков выступало на конференции, тем совершенно очевидным является тот факт, что все направления развития Арктики, Антарктики и Северного морского пути взаимосвязаны.
С очень интересным докладом об использовании бортового автоматизированного информационно-измерительного комплекса для оперативного сбора и обработки локальной информации о ледовой обстановке в районе нахождения судна выступил Александр Буянов, заместитель гендиректора ЦНИИМФ, партнер АСМП. Эти вопросы напрямую связаны с поддержанием коммерческой скорости и безопасности мореплавания судов на трассе СМП.
Выступление Александра Буянова, заместителя ген.директора ЦНИИМФ еще раз подтвердило значимость науки в развитии СМП.
Кстати вопросы после докладов и их обсуждения дали возможность внести ясность в те или иные непростые, профессионально «узкие» темы докладов участников конференции.
Докладчиков, выступивших в завершение конференции ассоциации Севморпуть наверняка можно причислить, без всякой иронии, к героям Арктического труда, которые не раз преодолевали Северный морской путь. Юрий Чашков, изобретатель ледокола Помор-Воир и советник генерального директора ВОИР, партнера АСМП, экспериментальным путем доказал, что его мини-ледокол способен продлить навигацию во многих регионах нашей страны. И на реках, прилегающих в том числе к СМП. Это экономически и технически обоснованный проект, который ждет своего окончательного одобрения и практической реализации. АСМП готова помогать нашему партнеру и дальше.
Владимир Майзус, директор Онежского ССЗ, наблюдатель ассоциации СМП, из «мертвой судоверфи» в 2015 году воссоздал предприятие, где сегодня работает 500 человек судостроителей. Республика Карелия, партнер АСМП, может гордиться предприятием, где кипит работа по строительству, в том числе мелкосидящих ледоколов для АЗРФ. Владимир Борисович поделился планами строительства цифровой верфи с далеко идущими планами развития судостроения и увеличение числа работающих в два раза.
Юрий Петров, полярный летчик с многолетним стажем, учредитель компании Омского авиаремонтного предприятия «Мотор», впервые выступил на нашей конференции. Юрий Павлович убежден, что планы по воссозданию полярной авиации могут «взлететь» вместе с самолетом АН-2ММ. «Старый конь борозды не испортит», - говорит русская пословица. Нам предстоит большая совместная работа после решения «Мотора» о вступлении в ассоциацию СМП.
Полярный летчик и учредитель Омского авиаремонтного предприятия Юрий Петров рассказал о развития малой полярной авиации.
Здесь мы ни на шаг не отходим от мнения президента АСМП Артура Чилингарова, который убежден, что АСМП будет жить и работать, пока эта работа будет нужна нашим партнерам.
Выступление на конференции Владимира Харлова, вице- президента АСМП по работе с партнерами, о планах в 2024 год должно существенно изменить работу ассоциации. В первую очередь в отношении с ФГУП Росморпорт и портами Северного морского пути. Наши конференции, выездные заседания, проведение Совета АСМП, международные контакты, встречи с новыми партнерами по-прежнему будут самыми важными для укрепления связей с партнерами, наблюдателями и друзьями ассоциации. Более активная информационная работа на сайте АСМП, сотрудничество с информационным партнерам журналом МИД РФ «Арктические ведомости», участие в основных Арктических мероприятиях в стране должны быть продолжены.
Владимир Харлов, вице президент АСМП по с партнерами рассказал о развитии АСМП на 2024 год.
Как и экспертные оценки в СМИ, за которыми к нам не раз в этом году обращались федеральные и региональные СМИ - газета «Известия», Радио России, ТРК Север. Уже в ходе конференции появились основные рекомендации участников конференции по резолюции в Правительство РФ и его профильные министерства. Эту резолюцию мы разместим на сайте. Следующая конференция АСМП пройдет в последнюю неделю апреля 2024 года, и мы назовем место ее проведения после консультации с нашими партнерами.
Ближайшие события
Важные для АСМП мероприятия на 2022 г.
Долгосрочный ледовый прогноз ААНИИ по СМП на сентябрь-октябрь 2020 года
Харлов Владимир Галактионович - Вице – Президент Ассоциации Северного морского пути по работе с партнерами ассоциации, приглашен выступить на заседании Диссертационного совета МГИМО.
В последнюю неделю марта 2020 года состоится Конференция ассоциации северного морского пути
Приглашаем Вас на конференцию "Северный морской путь - путь развития бизнеса и международного согласия" ассоциации «Северный морской путь», которая пройдет в марте 2020 года в Москве .
Наши поздравления
Поздравление сотрудников Федеральной Таможенной службы России
Поздравление Юрия Васильевича Бездудного с Днем Рождения
Поздравление с днем рождения президента АСМП Артура Чилингарова
Поздравление губернатора Магаданской области Носова С.К с победой на выборах
Наши поздравления вице-президенту АСМП Селезневу Павлу Валентиновичу
Поздравление с Днем работников морского и речного флота
Горячим сердцем они покорили льды Арктики.
Поздравление Ирлице Леониду Александровичу и.о ФГУП Атомфлот
Поздравление АО УПТ от ассоциации СМП
Поздравление с Днём морского и речного флота.
Поздравляем партнёра АСМП ФГУП Атомфлот с награждением национальной премией "Хрустальный компас"
Ассоциация СМП поздравляет Антохина Геннадия Ивановича
Ассоциация Северного морского пути поздравляет Норвегию с Днем Конституции
Поздравление ассоциации СМП - Заместителю Генерального директора ФГУП «Атомфлот» Головинскому С.А
Наши поздравления новому Президенту ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (FESCO) Сахарову М.В
ВРИО Архангельской области Цыбульскому Александру Витальевичу
Ассоциация Северный морской путь поздравляет Цыбульского Александра Витальевича с новым ответственным назначением- временно исполняющим обязанности Архангельской области.
Участники о встрече 31.10.2019
Поздравление Чилингарова А.Н. и Тюрина В.А. c 90 летием газеты "НЯРЪЯН ВЫНДЕР"
Галлерея NSRA
Контакты
+7 (499) 391-30-95
+7 (926) 520-28-03
vkh@nsrassociation.ru
127473 Москва, ул. Селезневская 11-а, строение 1, Россия