EN

АССОЦИАЦИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ

NSRA
АСМП

Ассоциация партнеров
по координации использования

СЕВЕРНОГО МОРСКОГО
ПУТИ

Главная Новости По участию АСМП, Владимира Харлова в Совете по Арктике и Антарктике при СФ ФС РФ 24.11.2020.

Ассоциация Северного морского пути приняла участие в очередном заседании Совета по Арктике и Антарктике при  СФ ФС РФ  24 ноября 2020 года. Заседание проходило в режиме онлайн, но это нисколько не снизило его значимость. Тем более что тема Совета: « Актуальные вопросы экологии  АЗРФ» сегодня является не просто приоритетной, а самой важной для нашей Арктической стратегии. 

WhatsApp Image 2020-11-27 at 13.39.36

На фото: Владимир Харлов, вице -президент ассоциации СМП.

Как и прежде в Совете приняли профильные министерства, представители  субъектов АЗРФ, научно-исследовательских институтов, бизнес .

 Новый министр экологии и природных ресурсов РФ  Александр Козлов принимал поздравления коллег с  некоторым смущением. Был Арктический министр теперь стал экологическим. И поэтому Александр Александрович ограничился самыми общими направлениями своей экологической программы в АЗРФ прекрасно понимая, что только что его бывший коллега назначенный первым заместителем министра по делам Дальнего Востока и Арктики, готов вновь блеснуть своим выступлением. 

 И Александр Крутиков не обманул обещаний. Обычно строгий к регламенту выступающих Председатель Совета Александр Константинович  Акимов и   не подумал ограничивать 30 минутное, по-существу программное, выступление участника всех мероприятий АСМП Александра Викторовича Крутикова по экологической стратегии РФ в Арктике до 2035 года. 

 «5 приоритетов станут главными в Арктике на долгие годы,- отметил господин Крутиков.  Давайте и мы последуем за первым заместителем министра. Здесь и обязательная всеобщая экологическая экспертиза для несущих колоссальную нагрузку Арктической флоре и фауне  все более интенсивных нефтегазовых  проектов.Уже через 2 дня после нашего Совета по Арктике  Игорь Сечин руководитель Роснефти только   подтвердил правоту господина Крутикова , с гордостью докладывая Президенту Путину о новом Арктическом проекте на Таймыре «Восток-Ойл».

30 млн тонн добавит нефть к грузопотоку СМП и будут созданы новые 400 тысяч рабочих мест с гордостью докладывал глава ПАО Роснефть основные пункты развития  новой нефтегазовой провинции. Спору нет, когда РФ по мнению другого докладчика Совета Василия Богоявленского, на 60% зависит от экспорта  нефти и газа, новая провинция может стать серьезной подпоркой «худеющего» от пандемии федерального бюджета на 2021-2023 гг, кстати, только что принятого Государственной Думой. Но кто считал экологические риски? И как Роснефть будет соблюдать принятый совсем недавно 28 августа 2020 года закон об обязательной всеобщей экспертизе во всей АЗРФ? Администрирование законодательства всегда было не самым простым, а как это будет по  отношению к таким неприкасаемым  как Роснефть и Газпром ? 

По мнению Крутикова «зеленое финансирование должно стать ключом к успешной модернизации производства огромного числа предприятий АЗРФ» .

Финансовый инструмент, на мой взгляд, это не только субсидирование процентной ставки модернизации предприятий , но и налоговый инструментарий по отношению ко всему  производству в Арктике. Почему-то налоговой  составляющей  у нас по- прежнему отводится второстепенная роль.

Генеральная уборка всех 7 субъектов на всей трассе Северного морского пути  потребует минимум 500 млн рублей на первом ее этапе. Цифра явно небольшая и выступающий заместитель министра несколько смущенно ее называл. Понимая, что потребности финансирования этого направления в разы больше. Как и на поддержку Арктического туризма, в частности создание Национального парка «Русская Арктика», который в прошлом году посетило только тысяча туристов. Тогда как норвежский Шпицберген, имеющий подобный статус - 170 тысяч человек.

На этом фоне мы с радостью отметили на Совете, что партнер АСМП французская круизная компания ПОНАНТ сумела-таки провести круизный рейс в восточной части Северного морского пути от Анадыря до порта Казаков на Камчатке в конце сентября-начале октября 2020 года. Хотя и пришлось без туристов  пройти от Шпицбергена до Анадыря.

Наверное, самым серьезным вызовом в Арктике является глобальное потепление. Поэтому создание группы из 36 ведущих российских ученых экологов может только радовать.  Совсем недавно завершенная  оценка учеными ожидаемого  прямого ущерба Арктике назвала цифру  2 триллиона  в 2030 году и 9 триллионов рублей в 2050 году. Цифры невероятные и требуют самого серьезного осмысления всеми, кто связывает свое развитие с Арктикой.

АСМП все-таки в основном сконцентрирована на инфраструктуре, энергетике, судостроении ,росте коммерческого мореплавания на трассе Северного морского пути, международном сотрудничестве.

Но при этом коренные малочисленные народы Севера и Дальнего Востока всегда будут под нашим постоянным вниманием.

Вот почему  процессы замещения тундры лесотундрой, возрастание эпидемиологических рисков, сокращение зоны вечной мерзлоты и оттаивание  только 200 захоронений сибирской язвы  в Якутии  могут стать источником  настоящих бедствий во все регионах АЗРФ. Оскудение кормовой  базы оленеводства, неравномерное распределение пастбищ может привести к потере оленеводства базовой отрасли  КМНС и  Дальнего Востока.

 И уж совсем важное для нас  направление , которому АСМП будет уделять самое пристальное внимание- это жизнедеятельность человека   в Арктике. Будь то моряк ,врач, геолог, учитель, нефтяник, медик, оленевод. Без Росгидромета вся деятельность человека может оказаться под смертельным риском.  Мы откатились на уровень 40-х — годов прошлого столетия по количеству постов наблюдения за погодой в Арктике, спасательных центров. А Восточная Арктика просто превратилась в зону «научной пустыни», сохранив здесь лишь 4 поста наблюдения.

 Новые промысловые рыболовные районы в Карском, Чукотском море, пожалуй, второй по значимости после увеличения продолжительности навигации по трассе Севморпуть,  положительный момент глобального потепления. 

 Но любая производственная деятельность в Арктике не терпит никакого индустриального разгильдяйства. Норильскую аварию в июле 2020 года можно без преувеличения назвать Арктическим Чернобылем.   За последние 3 года произошли 12 разливов нефти и при среднегодовой  температуре воды в Арктических морях на трассе СМП   6 градусов. А это означает, что  естественное расщепление нефти займет долгие десятилетия и Арктике потребуется помощь человека. Вот почему совместные учения Министерства обороны, МЧС, Росгвардии должны послужить созданию информационного банка данных.  Чтобы Норильск-2020 никогда не повторился.

 Во время визита АСМП и наших партнеров в НАО мы будем рады будем рады поделиться впечатлением об участии в Совете по Арктике. В том числе и   и по вертолетной составляющей, и по строительству многофункциональных судов класса Arc5, которым предстоит работать на трассе СМП.

Международное сотрудничество в Арктике подразумевает взаимодействие и помощь в первую очередь стран Арктического Совета, где голос России, как нигде слышен в мире. Мы вступаем в председательство в Арктическом совете в 2021-2023 гг вполне уверенной поступью. Россия построила лучший в мире ледокольный флот, Арктический порт с « ноля» Сабетту, у спешно продолжает развивать энергетические проекты на Ямале.

Но мы катастрофически отстаем в технологиях бурения и иных направлениях нефтегазового комплекса., в гражданском  судостроении, инфраструктурном развитии. Учиться у Арктических соседей никогда не зазорно. Тем более собственные уроки , того же Кумжинского месторождения, заставляют нас  всегда помнить, что Арктика-наш общий дом.

 

Ближайшие события

Долгосрочный ледовый прогноз ААНИИ по СМП на сентябрь-октябрь 2020 года

Долгосрочный прогноз партнера ассоциации СМП ФГБУ «Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт» на первую половину навигации ( июнь-август) 2020 года по трассе Северного морского пути

Выездное заседание Совета ассоциации СМП под председательством Артура Чилингарова 14 марта в Нарьян Маре, НАО по проведению конференции 16 апреля 2020 года в Москве.

Долгосрочные ледовые прогнозы для арктических морей на вторую половину навигации (август-октябрь) 2019 г.

9 декабря 2019 года в МГИМО-Университете, в 15 часов состоится заседание Диссертационного совета МГИМО.

Харлов Владимир Галактионович - Вице – Президент Ассоциации Северного морского пути по работе с партнерами ассоциации, приглашен выступить на заседании Диссертационного совета МГИМО.

В последнюю неделю марта 2020 года состоится Конференция ассоциации северного морского пути

Приглашаем Вас на конференцию "Северный морской путь - путь развития бизнеса и международного согласия" ассоциации «Северный морской путь», которая пройдет в марте 2020 года в Москве .

Наши поздравления

Поздравляем компании ООО СибМедЦентр (Томск, Россия) , ПОНАНТ (Марсель, Франция), ООО Умная Арктика (Ставрополь, Россия) со вступлением в ассоциацию!

Дорогие партнеры ассоциации Северный морской путь, поздравляем Вас с Днем работников морского и речного флота!

Поздравление с Днем Независимости Джона Салливана, посла Соединенных Штатов Америки в Российской Федерации Артуру Чилингарову, Президенту ассоциации "Северный морской путь" и специальному представителю Президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике.

На имя Артура Николаевича Чилингарова - президента ассоциации Северный морской путь пришли поздравления с 75 летним юбилеем со дня Победы в Великой Отечественной войне.

Поздравление ассоциации СМП - Заместителю Генерального директора ФГУП «Атомфлот» Головинскому С.А

Наши поздравления новому Президенту ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (FESCO) Сахарову М.В

ВРИО Архангельской области Цыбульскому Александру Витальевичу

Ассоциация Северный морской путь поздравляет Цыбульского Александра Витальевича с новым ответственным назначением- временно исполняющим обязанности Архангельской области.

Участники о встрече 31.10.2019

Поздравление Чилингарова А.Н. и Тюрина В.А. c 90 летием газеты "НЯРЪЯН ВЫНДЕР"

Галлерея NSRA