NSRA
АСМП
Ассоциация партнеров
по координации использования
СЕВЕРНОГО МОРСКОГО
ПУТИ
Регионы Дальнего Востока и территории Арктической зоны РФ успешно смогли приспособиться к новой реальности, возникшей в результате пандемии. Более того, ряд противовирусных ограничений во многом стал трамплином к развитию некоторых сфер, в частности цифровой. О создании социальной карты дальневосточника в электронном виде, универсальном малом аэродроме и единой дальневосточной авиакомпании, а также о будущем Северного морского пути в интервью ТАСС в ходе Гайдаровского форума рассказал министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков
— Алексей Олегович, хотелось бы начать с вашего участия в оргкомитете по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в Арктическом совете в 2021–2023 годах. Расскажите, какие первые шаги будут предприняты. Как будет функционировать оргкомитет и какие вопросы, на ваш взгляд, должны быть решены в первую очередь?
— Мы совместно с Министерством иностранных дел РФ готовим план мероприятий по председательству России в Арктическом совете. Есть три основные темы. Первая — качество жизни людей в Арктической зоне, качество жизни коренных малочисленных народов и тех, кто создает новую экономику Арктики.
Далее — экономическое развитие. Арктика — это территория экономического прорыва, там реализуются крупнейшие проекты, причем не только в области освоения углеводородного сырья, но и в области технологичной разработки месторождений, создания новых перерабатывающих производств, развития рыболовного промысла, логистики, Северного морского пути.
И наконец, это климатическая повестка. Три эти темы мы будем развивать, предлагать нашим международным партнерам в рамках председательства России в Арктическом совете.
— Премьер—министр РФ Михаил Мишустин по итогам рабочей поездки в Мурманскую область в ноябре прошлого года поручил ведомствам представить прогноз грузопотока в акватории Арктической зоны Российской Федерации и Северного морского пути на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года. Каким стал этот прогноз?
— Во-первых, он динамический. Мы работаем руками с каждым крупным инвестором. Мы работаем с Росатомом очень плотно, с «Новатэком», с теми компаниями, которые реализуют перспективные проекты. Мы рассчитываем на выход на 80 млн тонн к 2025 году, а также рассчитываем на 130 млн тонн к 2035 году. При этом мы оставляем возможность для корректировки этого прогноза по мере того, как те или иные проекты реализуются. Наша задача заключается в том, чтобы мы помогли бизнесу этот прогноз реализовать.
Благодаря усилиям компании «Новатэк» Северный морской путь по-настоящему становится магистралью, но пока магистралью в первую очередь для энергоресурсов. Однако все-таки 33 млн тонн — это очень серьезный объем, который уже прошел в 2020 году по Севморпути. Семь лет назад это было 6 млн тонн. То есть на достаточно ограниченном отрезке времени видеть рост в 5,5 раза — это вселяет уверенность в том, что и 80 млн мы возьмем в следующую пятилетку, и 130 млн возьмем. Хотя 130 млн — это уже будет просто глобальным транспортным путем, как раз тем, которым Северный морской путь и должен стать.
Для того чтобы он таким стал, мало просто цифры зафиксировать, важно все-таки стать и транзитным путем. В этой части мы рассчитываем на кратный рост, рассчитываем достигнуть не менее 10 млн тонн в следующие десять лет транзитных перевозок. Как только мы ставим регулярную контейнерную линию, начинаем возить контейнеры, пробиваем тот самый Шанхай — Роттердам, о котором мы говорили, реализуем географическое преимущество СМП, потому что он просто короче на 40%, чем традиционный путь через Суэцкий канал, и с помощью нашей ледокольной группировки обеспечиваем регулярную круглогодичную навигацию, тогда мы победили. Я уверен, что это произойдет. Сейчас вопрос — когда именно это произойдет. Совместными усилиями будем эту дату приближать.
— Вы ранее неоднократно говорили про создание единого штаба по развитию СМП, но не очень понятно, что это за штаб. Будет ли он в итоге создан и чем будет заниматься? Как он в целом будет выглядеть?
— Севморпуть — это, по сути, экономический коридор, который включает не только портовую инфраструктуру, не только ледокольный флот и флот ледового класса, который должен возить, но и те города, которые стоят на этом маршруте. Кроме того, это те проекты, которые реализуются в рамках преференциальных режимов, которые мы принимаем, а также финансовые услуги, страхование грузов, приемлемость страховых ставок для компаний, которые используют его для навигации с тем, чтобы перевозки были не только быстрее, но и дешевле. В этой связи, я думаю, что горизонт настоящей консолидации работы по маркетингу СМП в мире составляет несколько лет; чтобы предлагать на мировом рынке перевозок конкурентоспособный продукт, нужно подготовиться.
Тем не менее существенные важные шаги на этом пути уже сделаны. Ледоколы создаются, идут по графику, и мир это видит. Компании, которые у нас уже стали резидентами Арктической зоны Российской Федерации, показывают новые суда мирового класса, даже с технологическими инновациями, которые уже сейчас выходят на маршруты. Здесь неплохо бы договориться о некой стандартизации, потому что стандартизация транспортных средств, в том числе судов ледового класса, позволит снизить стоимость их обслуживания, создания и управления этим флотом, страхования. Собирается сильная команда тех, кто управляет этим процессом, и команда тех, кто реализует проекты. Это наши традиционные игроки, такие как Росатом, «Норникель», «Новатэк», «Фосагро», «Еврохим» и новые игроки.
Мы всерьез обсуждаем такие прорывные инновационные решения для развития СМП, как, например, энергоснабжение с плавучих АЭС. Еще пять-семь лет назад это вызывало улыбку у многих людей, а сейчас она по факту стоит в Певеке, питает и вызывает очень живой интерес. Это очень важное стратегическое направление развития.
Это все мы соберем в единый контур управления. Я рассчитываю, что это произойдет в течение двух-трех лет, здесь более коротких горизонтов вам называть пока не решусь. Когда это будет собрано в единый контур управления, это и будет отправной точкой для существования СМП как конкурентоспособного коммерческого предложения для ключевого транспортного маршрута мира. Условно Шанхай — Роттердам. Восточная Азия и Северная Европа — это сейчас главный мировой транспортный канал. Это нормально, что пока это все в тестовом режиме, зато когда через месяц, два, три регулярный рейс произойдет, лед в прямом и переносном смысле будет проломлен.
/tass.ru/
Ближайшие события
Важные для АСМП мероприятия на 2022 г.
Долгосрочный ледовый прогноз ААНИИ по СМП на сентябрь-октябрь 2020 года
Харлов Владимир Галактионович - Вице – Президент Ассоциации Северного морского пути по работе с партнерами ассоциации, приглашен выступить на заседании Диссертационного совета МГИМО.
В последнюю неделю марта 2020 года состоится Конференция ассоциации северного морского пути
Приглашаем Вас на конференцию "Северный морской путь - путь развития бизнеса и международного согласия" ассоциации «Северный морской путь», которая пройдет в марте 2020 года в Москве .
Наши поздравления
Поздравление сотрудников Федеральной Таможенной службы России
Поздравление Юрия Васильевича Бездудного с Днем Рождения
Поздравление с днем рождения президента АСМП Артура Чилингарова
Поздравление губернатора Магаданской области Носова С.К с победой на выборах
Наши поздравления вице-президенту АСМП Селезневу Павлу Валентиновичу
Поздравление с Днем работников морского и речного флота
Горячим сердцем они покорили льды Арктики.
Поздравление Ирлице Леониду Александровичу и.о ФГУП Атомфлот
Поздравление АО УПТ от ассоциации СМП
Поздравление с Днём морского и речного флота.
Поздравляем партнёра АСМП ФГУП Атомфлот с награждением национальной премией "Хрустальный компас"
Ассоциация СМП поздравляет Антохина Геннадия Ивановича
Ассоциация Северного морского пути поздравляет Норвегию с Днем Конституции
Поздравление ассоциации СМП - Заместителю Генерального директора ФГУП «Атомфлот» Головинскому С.А
Наши поздравления новому Президенту ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (FESCO) Сахарову М.В
ВРИО Архангельской области Цыбульскому Александру Витальевичу
Ассоциация Северный морской путь поздравляет Цыбульского Александра Витальевича с новым ответственным назначением- временно исполняющим обязанности Архангельской области.
Участники о встрече 31.10.2019
Поздравление Чилингарова А.Н. и Тюрина В.А. c 90 летием газеты "НЯРЪЯН ВЫНДЕР"
Галлерея NSRA
Контакты
+7 (499) 391-30-95
+7 (926) 520-28-03
vkh@nsrassociation.ru
127473 Москва, ул. Селезневская 11-а, строение 1, Россия