EN

АССОЦИАЦИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ

NSRA
АСМП

Ассоциация партнеров
по координации использования

СЕВЕРНОГО МОРСКОГО
ПУТИ

Главная Новости Дж.Л. Грэнэтстайн:Арктика и Мы

Дж.Л. Грэнэтстайн:Арктика и Мы

Перевод статьи канадского военно- исторического журнала " Легион" в номере за январь - февраль 2020 г.

Одновременно с таянием льда в Арктике, накаляется Холодная Война нового поколения. Направив взгляд в сторону севера, Россия, Китай и Соединенные Штаты увеличивают объем инвестиций в оборону и экономическое развитие Арктики, подогревая всё спорами о правах на арктические территории. Тем не менее, лишь Канада так и не предпринимает никаких усилий в арктическом направлении, за исключением заявлений о прохождении Северо-Западного прохода через внутренние воды страны.

 

Привлечение ресурсов Арктических территорий позволило России под руководством Владимира Путина повысить ВВП на 10-20%.  Сейчас страна с нарастающей скоростью развивает Северный морской путь, что является частью Северо-Западного прохода и протекает от Карского моря до Сибири. С космической скоростью вдоль берегов Российской Арктики тает лед – это послужило весомым поводом для Москвы инвестировать в строительство атомных ледоколов, что в скором времени станут беспрепятственно курсировать по трассе Северного морского пути круглый год, сократив, тем самым, морской путь от Азии до Европы до 20 дней.

 

Одновременно с этим Москва усилила боевое развертывание в своих северных регионах, вновь открывая военные базы, закрытые на протяжении 25 лет, мало того создавая новые и размещая на их территории военные учения. В августе 2019 года российская атомная подводная лодка выполнила пуск межконтинентальной баллистической ракеты вблизи Северного Полюса – можно сказать, в целях предупреждения.

 

Китай хоть и не является лидирующей силой Арктики, тем не менее причисляет себя к приарктическим государствам. В белой книге Пекина «Политика Китая в Арктике», опубликованной в январе 2018 года, детально изложена программа действий китайского правительства на Крайнем Севере и заявлено о намерении расширить Шелковый путь на север и превратить его в Полярный Шелковый путь, который соединит Китай со всем миром.

 

Владимир Путин и Председатель КНР Си Дзиньпин тратят колоссальные суммы на экспорт СПГ с использованием танкеров, способных проходить в условиях крепчайшего Арктического льда. Северный морской путь становится Арктической связкой между Экономическим Шелковым путем и Морским шелковым путем, а Владимир Путин и Си Дзиньпин продолжают сотрудничать вместе, несмотря на довольно странный со стороны союз: партнер в лице Китая намного богаче, зарученный большей поддержкой со стороны многочисленного населения и более умудренный опытом (даже если господин Путин считает иначе).

 

Штаты, со своей стороны, стали реагировать на взаимные усилия Китая и России в сторону Арктики. Дональд Трамп выступил с нелепой идеей выкупить Гренландию, что в глазах лидеров Дании оказалось полным абсурдом, учитывая, что страна признает остров в качестве автономного региона.

 

Более серьезной новостью является то, что Береговая Охрана США планирует строительство новых ледокольных судов, а старшие офицеры флота всерьез говорят о расширении американского присутствия на севере. Существуют даже предположения, что военный корабль пойдет по маршруту Северного морского пути, который Россия причисляет к своим внутренним водам. Все это может привести к конфронтации.

 

Вашингтон также обдумывает схожий маршрут своего судна по Северо-Западному Проходу, вслед за жесткими утверждениями Государственного секретаря США Майка Помпео, по мнению которого все заявления Канады о принадлежности СЗП стране являются незаконными.

Соединенные Штаты, согласно его выступлению на Арктическом Совете в 2019 году, давно оспаривают вражду с Канадой на предмет суверенных прав на СЗП.

 

Америка придерживалась этой позиции на протяжении долгих десятков лет, но с момента подписания Соглашения о сотрудничестве в Арктике в 1988 года, Вашингтон и Оттава придерживаются дружелюбных противоречий на предмет схожести мнений на этот счет. С учетом воинственных слов господина Помпео и возможности прохода военного корабля по Северо-Западному проходу без согласия Канадской стороны, можно предположить, что не за горами дипломатический кризис.

 

Как, в таком случае, суметь Канаде оперативно реагировать на все изменения в Арктике?  Стоит должным отметить, что быстро сменяющему друг друга руководству Канады не удалось вести связную политику страны в отношении защиты северной границы и экономического развития.

 

До сих пор так и не построен арктический порт – планы по строительству порта в Нанисивике на Баффиновой Земле были отложены на неопределенный срок – как и не наблюдается никаких значимых инфраструктурных изменений. Мощь Канадских Вооруженных Сил на севере страны минимальна – общее количество сотрудников едва насчитывает 200 человек в дополнение к 5000 Канадским рейнеджерам – а масштаб сложностей, связанных с отсутствием логистики, возрастает.

 

Королевский военно-морской флот Канады активно приобретает оффшорные патрульные корабли: один находится на финальной стадии строительства и, ожидается, что еще семь будут спущены на воду в ближайшие пять лет. Но подобные суда не обладают внушительным военным потенциалом и, что удивительно, недостаточно приспособлены для условий арктического морского льда, возрастом старше одного года. А это, в свою очередь, один из важнейших факторов, учитывая устаревающее состояние канадских ледоколов и призрачное будущее строительства новых.

 

Основные усилия Оттавы носят скорее риторический характер.

 

«Канада чётко выразила свою позицию относительно принадлежности Северо-Западного прохода стране», – заявила Христя Фриланд, бывший министр иностранных дел Канады, в ответ на резкие критические выпады Майка Помпео в адрес Канады на Арктическом Совете. «Связь Канады с проходом сильна и с точки зрения политики, и непосредственного географического расположения».


Это, разумеется, так, но, если ледяной покров продолжит стремительно сокращаться, в Северо-Западном проходе пропадет необходимость. Прохождение по трассе Северного морского пути станет еще проще, чем оно есть сейчас, благодаря использованию большего числа ледоколов, а торговые суда России, Китая и других стран в поиске более быстрого маршрута станут выбирать вариант Северного морского пути.

 

Нормы выброса загрязняющих веществ в Канаде гораздо ниже, чем в России, и раз ледовый покров у Северного полюса сокращается, почему бы не начать перевозить груз без обременительных ограничений Канады? Востребованность Северо-Западного прохода в ближайшие годы, вероятно, снизится.

 

И что же делать Канаде, чтобы исправить ситуацию в Арктике?

 

«Бери, пока не поздно» – именно таким был девиз Стивена Харпера, бывшего премьер-министра Канады, несколько лет назад. Он не ошибался, хотя в правде его слов нет прямой угрозы. Сильные мира сего начинают фокусировать свое внимание на Крайнем Севере, и Канаде необходимо взяться за дело.

 

Чтобы стабилизировать ситуацию и сделать Арктику зоной, свободной от конфликтов, и с четко контролируемым экономическим развитием, нам необходимо сотрудничать в рамках ООН и Арктического совета с небольшими Арктическими государствами: Норвегией, Исландией, Финляндией, Данией, Гренландией.

 

Нам нужно убедить Госсекретаря США Майка Помпео и администрацию Дональда Трампа в необходимости продолжать соблюдать условия соглашения 1988 года, что, честно говоря, задача не из легких. Нам нужно усердно взяться за строительство инфраструктуры на Севере, чтобы усилить наши притязания и повысить качество жизни коренных народов. Мы должны укрепить Вооруженные силы Канады в Арктике: разместить больше войск, воздушных судов, ледоколов и военных кораблей, укрепить позиции Канады в Командовании воздушно-космической обороны Северной Америки и обновить Систему предупреждения северных районов.

 

Даже если Правительство не примет никаких мер, Канада, может, и не потеряет Арктику, но мы почти уверены в том, что регион станет спорной зоной с беспорядочным судоходным, экономическим и военным развитием, не говоря о постоянно растущем уровне загрязнения окружающей среды. Ни один канадец не пожелает такого стране.

 

Вывод: Если мы хотим, чтобы Арктика стала зоной, свободной от конфликтов, нам необходимо сотрудничать с небольшими Арктическими государствами.

Мнение автора может не совпадать с мнением Совета ассоциации СМП.

Ближайшие события

Выездное заседание Совета ассоциации СМП под председательством Артура Чилингарова 14 марта в Нарьян Маре, НАО по проведению конференции 16 апреля 2020 года в Москве.

Долгосрочные ледовые прогнозы для арктических морей на вторую половину навигации (август-октябрь) 2019 г.

9 декабря 2019 года в МГИМО-Университете, в 15 часов состоится заседание Диссертационного совета МГИМО.

Харлов Владимир Галактионович - Вице – Президент Ассоциации Северного морского пути по работе с партнерами ассоциации, приглашен выступить на заседании Диссертационного совета МГИМО.

В последнюю неделю марта 2020 года состоится Конференция ассоциации северного морского пути

Приглашаем Вас на конференцию "Северный морской путь - путь развития бизнеса и международного согласия" ассоциации «Северный морской путь», которая пройдет в марте 2020 года в Москве .

Норвегия Хочет проверить Северный Морской Путь на экологичность.

Москва, оставаясь открытой для диалога со всеми международными партнерами по Северному морскому пути (СМП), не планирует использование трассы совместно с Норвегией, поскольку маршрут является национальной транспортной артерией России. Об этом в понедельник сообщила газета «Известия» со ссылкой на российское посольство в Осло.

Наши поздравления

Дорогие партнеры ассоциации Северный морской путь, поздравляем Вас с Днем работников морского и речного флота!

Поздравление с Днем Независимости Джона Салливана, посла Соединенных Штатов Америки в Российской Федерации Артуру Чилингарову, Президенту ассоциации "Северный морской путь" и специальному представителю Президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике.

На имя Артура Николаевича Чилингарова - президента ассоциации Северный морской путь пришли поздравления с 75 летним юбилеем со дня Победы в Великой Отечественной войне.

Поздравление ассоциации СМП - Заместителю Генерального директора ФГУП «Атомфлот» Головинскому С.А

Наши поздравления новому Президенту ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (FESCO) Сахарову М.В

ВРИО Архангельской области Цыбульскому Александру Витальевичу

Ассоциация Северный морской путь поздравляет Цыбульского Александра Витальевича с новым ответственным назначением- временно исполняющим обязанности Архангельской области.

Участники о встрече 31.10.2019

Поздравление Чилингарова А.Н. и Тюрина В.А. c 90 летием газеты "НЯРЪЯН ВЫНДЕР"

Галлерея NSRA