EN

АССОЦИАЦИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ

NSRA
АСМП

Ассоциация партнеров
по координации использования

СЕВЕРНОГО МОРСКОГО
ПУТИ

Главная Новости Дж.Л. Грэнэтстайн:Арктика и Мы

Дж.Л. Грэнэтстайн:Арктика и Мы

Перевод статьи канадского военно- исторического журнала " Легион" в номере за январь - февраль 2020 г.

Одновременно с таянием льда в Арктике, накаляется Холодная Война нового поколения. Направив взгляд в сторону севера, Россия, Китай и Соединенные Штаты увеличивают объем инвестиций в оборону и экономическое развитие Арктики, подогревая всё спорами о правах на арктические территории. Тем не менее, лишь Канада так и не предпринимает никаких усилий в арктическом направлении, за исключением заявлений о прохождении Северо-Западного прохода через внутренние воды страны.

 

Привлечение ресурсов Арктических территорий позволило России под руководством Владимира Путина повысить ВВП на 10-20%.  Сейчас страна с нарастающей скоростью развивает Северный морской путь, что является частью Северо-Западного прохода и протекает от Карского моря до Сибири. С космической скоростью вдоль берегов Российской Арктики тает лед – это послужило весомым поводом для Москвы инвестировать в строительство атомных ледоколов, что в скором времени станут беспрепятственно курсировать по трассе Северного морского пути круглый год, сократив, тем самым, морской путь от Азии до Европы до 20 дней.

 

Одновременно с этим Москва усилила боевое развертывание в своих северных регионах, вновь открывая военные базы, закрытые на протяжении 25 лет, мало того создавая новые и размещая на их территории военные учения. В августе 2019 года российская атомная подводная лодка выполнила пуск межконтинентальной баллистической ракеты вблизи Северного Полюса – можно сказать, в целях предупреждения.

 

Китай хоть и не является лидирующей силой Арктики, тем не менее причисляет себя к приарктическим государствам. В белой книге Пекина «Политика Китая в Арктике», опубликованной в январе 2018 года, детально изложена программа действий китайского правительства на Крайнем Севере и заявлено о намерении расширить Шелковый путь на север и превратить его в Полярный Шелковый путь, который соединит Китай со всем миром.

 

Владимир Путин и Председатель КНР Си Дзиньпин тратят колоссальные суммы на экспорт СПГ с использованием танкеров, способных проходить в условиях крепчайшего Арктического льда. Северный морской путь становится Арктической связкой между Экономическим Шелковым путем и Морским шелковым путем, а Владимир Путин и Си Дзиньпин продолжают сотрудничать вместе, несмотря на довольно странный со стороны союз: партнер в лице Китая намного богаче, зарученный большей поддержкой со стороны многочисленного населения и более умудренный опытом (даже если господин Путин считает иначе).

 

Штаты, со своей стороны, стали реагировать на взаимные усилия Китая и России в сторону Арктики. Дональд Трамп выступил с нелепой идеей выкупить Гренландию, что в глазах лидеров Дании оказалось полным абсурдом, учитывая, что страна признает остров в качестве автономного региона.

 

Более серьезной новостью является то, что Береговая Охрана США планирует строительство новых ледокольных судов, а старшие офицеры флота всерьез говорят о расширении американского присутствия на севере. Существуют даже предположения, что военный корабль пойдет по маршруту Северного морского пути, который Россия причисляет к своим внутренним водам. Все это может привести к конфронтации.

 

Вашингтон также обдумывает схожий маршрут своего судна по Северо-Западному Проходу, вслед за жесткими утверждениями Государственного секретаря США Майка Помпео, по мнению которого все заявления Канады о принадлежности СЗП стране являются незаконными.

Соединенные Штаты, согласно его выступлению на Арктическом Совете в 2019 году, давно оспаривают вражду с Канадой на предмет суверенных прав на СЗП.

 

Америка придерживалась этой позиции на протяжении долгих десятков лет, но с момента подписания Соглашения о сотрудничестве в Арктике в 1988 года, Вашингтон и Оттава придерживаются дружелюбных противоречий на предмет схожести мнений на этот счет. С учетом воинственных слов господина Помпео и возможности прохода военного корабля по Северо-Западному проходу без согласия Канадской стороны, можно предположить, что не за горами дипломатический кризис.

 

Как, в таком случае, суметь Канаде оперативно реагировать на все изменения в Арктике?  Стоит должным отметить, что быстро сменяющему друг друга руководству Канады не удалось вести связную политику страны в отношении защиты северной границы и экономического развития.

 

До сих пор так и не построен арктический порт – планы по строительству порта в Нанисивике на Баффиновой Земле были отложены на неопределенный срок – как и не наблюдается никаких значимых инфраструктурных изменений. Мощь Канадских Вооруженных Сил на севере страны минимальна – общее количество сотрудников едва насчитывает 200 человек в дополнение к 5000 Канадским рейнеджерам – а масштаб сложностей, связанных с отсутствием логистики, возрастает.

 

Королевский военно-морской флот Канады активно приобретает оффшорные патрульные корабли: один находится на финальной стадии строительства и, ожидается, что еще семь будут спущены на воду в ближайшие пять лет. Но подобные суда не обладают внушительным военным потенциалом и, что удивительно, недостаточно приспособлены для условий арктического морского льда, возрастом старше одного года. А это, в свою очередь, один из важнейших факторов, учитывая устаревающее состояние канадских ледоколов и призрачное будущее строительства новых.

 

Основные усилия Оттавы носят скорее риторический характер.

 

«Канада чётко выразила свою позицию относительно принадлежности Северо-Западного прохода стране», – заявила Христя Фриланд, бывший министр иностранных дел Канады, в ответ на резкие критические выпады Майка Помпео в адрес Канады на Арктическом Совете. «Связь Канады с проходом сильна и с точки зрения политики, и непосредственного географического расположения».


Это, разумеется, так, но, если ледяной покров продолжит стремительно сокращаться, в Северо-Западном проходе пропадет необходимость. Прохождение по трассе Северного морского пути станет еще проще, чем оно есть сейчас, благодаря использованию большего числа ледоколов, а торговые суда России, Китая и других стран в поиске более быстрого маршрута станут выбирать вариант Северного морского пути.

 

Нормы выброса загрязняющих веществ в Канаде гораздо ниже, чем в России, и раз ледовый покров у Северного полюса сокращается, почему бы не начать перевозить груз без обременительных ограничений Канады? Востребованность Северо-Западного прохода в ближайшие годы, вероятно, снизится.

 

И что же делать Канаде, чтобы исправить ситуацию в Арктике?

 

«Бери, пока не поздно» – именно таким был девиз Стивена Харпера, бывшего премьер-министра Канады, несколько лет назад. Он не ошибался, хотя в правде его слов нет прямой угрозы. Сильные мира сего начинают фокусировать свое внимание на Крайнем Севере, и Канаде необходимо взяться за дело.

 

Чтобы стабилизировать ситуацию и сделать Арктику зоной, свободной от конфликтов, и с четко контролируемым экономическим развитием, нам необходимо сотрудничать в рамках ООН и Арктического совета с небольшими Арктическими государствами: Норвегией, Исландией, Финляндией, Данией, Гренландией.

 

Нам нужно убедить Госсекретаря США Майка Помпео и администрацию Дональда Трампа в необходимости продолжать соблюдать условия соглашения 1988 года, что, честно говоря, задача не из легких. Нам нужно усердно взяться за строительство инфраструктуры на Севере, чтобы усилить наши притязания и повысить качество жизни коренных народов. Мы должны укрепить Вооруженные силы Канады в Арктике: разместить больше войск, воздушных судов, ледоколов и военных кораблей, укрепить позиции Канады в Командовании воздушно-космической обороны Северной Америки и обновить Систему предупреждения северных районов.

 

Даже если Правительство не примет никаких мер, Канада, может, и не потеряет Арктику, но мы почти уверены в том, что регион станет спорной зоной с беспорядочным судоходным, экономическим и военным развитием, не говоря о постоянно растущем уровне загрязнения окружающей среды. Ни один канадец не пожелает такого стране.

 

Вывод: Если мы хотим, чтобы Арктика стала зоной, свободной от конфликтов, нам необходимо сотрудничать с небольшими Арктическими государствами.

Мнение автора может не совпадать с мнением Совета ассоциации СМП.

Ближайшие события

Выездное заседание Совета ассоциации СМП под председательством Артура Чилингарова 14 марта в Нарьян Маре, НАО по проведению конференции 16 апреля 2020 года в Москве.

Долгосрочные ледовые прогнозы для арктических морей на вторую половину навигации (август-октябрь) 2019 г.

9 декабря 2019 года в МГИМО-Университете, в 15 часов состоится заседание Диссертационного совета МГИМО.

Харлов Владимир Галактионович - Вице – Президент Ассоциации Северного морского пути по работе с партнерами ассоциации, приглашен выступить на заседании Диссертационного совета МГИМО.

В последнюю неделю марта 2020 года состоится Конференция ассоциации северного морского пути

Приглашаем Вас на конференцию "Северный морской путь - путь развития бизнеса и международного согласия" ассоциации «Северный морской путь», которая пройдет в марте 2020 года в Москве .

Норвегия Хочет проверить Северный Морской Путь на экологичность.

Москва, оставаясь открытой для диалога со всеми международными партнерами по Северному морскому пути (СМП), не планирует использование трассы совместно с Норвегией, поскольку маршрут является национальной транспортной артерией России. Об этом в понедельник сообщила газета «Известия» со ссылкой на российское посольство в Осло.

Наши поздравления

Галлерея NSRA