NSRA
АСМП
Ассоциация партнеров
по координации использования
СЕВЕРНОГО МОРСКОГО
ПУТИ
Активное участие партнеров ассоциации Севморпуть в этой встрече было неудивительно. Тема конференции сейчас очень важна для всех. Да и проходило мероприятие впервые на площадке нашего партнера - ведущего Арктического энергетического гиганта ПАО НОВАТЭК. Это придавало этому событию дополнительный интерес.
Спецпредставитель Президента по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, президент ассоциации Севморпуть Артур Чилингаров направил свое приветствие участникам с напоминанием о важности и умении «жить на одной мировой Арктической льдине».
Основные направления работы и новые партнеры были представлены на конференции вице-президентом АСМП Владимиром Харловым. Это давняя добрая традиция представления новых партнеров на больших мероприятиях ассоциации Севморпути сложилась с самого начала ее основания 22 года назад.
Компания НОВАТЭК представила информационный фильм о своих проектах.
Компания занимает третье место в мире по доказанным запасам природного газа и 10-е в табели о рангах по его добыче.
Фильм о Республике Карелия поразил «промышленной мощью» и туристической привлекательностью. А Магаданская область представит свой регион на нашей следующей встрече.
Все внимание - интересным докладам о перспективах развития СМП:
Слева направо участники конференции Максим Соколов заместитель директора морской транспортировки ПАО НОВАТЭК Сергей Зубко гендиректор ФГБУ Главсевморпуть, Евгений Амбросов зам. Председателя Правления ПАО НОВАТЭК, директор по морским операциям, судоходству и логистике.
Выступление Министерства Арктики и Дальнего Востока не могло не вызвать интереса у всех участников конференции.
Максим Данькин - директор департамента АЗРФ и реализации инфраструктурных проектов рассказал о программе развития Арктических регионов страны. Нашим партнерам от Карелии до Магадана очень важно получить эту информацию «из первых рук». Было удивительно узнать, что Минвостокразвития участвует и в международной Арктической работе, решая вопросы работы российских предприятий на норвежском острове Шпицберген. Ну а тесный контакт «Арктического» министерства с Григорием Ледковым - президентом ассоциации КМНС по сохранению традиционного образа жизни - это тоже наиважнейшая тема развития Арктики. Кстати, «северные народы» по их значимости в Арктике поэтому и называют в мире «первыми нациями». Максим Андреевич не обошел вниманием и северный завоз. И это вовсе не логистическая, а социально- экономическая задача по снабжению населения АЗРФ. Будут ли обеспечены северяне необходимыми продуктами длительного пользования и материалами в короткую арктическую навигацию. Закон о северном завозе уже прошел первое чтение в Госдуме и Арктические регионы, где нет круглогодичных дорог с твердым покрытием с нетерпением ждут принятия закона в окончательном варианте.
Обсуждение докладов - это важная традиция всех наших встреч и Елена Климчук руководитель Корпорации развития Республики Карелия обратилась к Максиму Данькину по прояснению инвестиционного проекта «Сегежа Норд». Мы обязательно вернемся к этой теме. Как и перспективам развития российского судостроения.
Последние уточнения перед выступлением Министерства Дальнего Востока и Арктики: Владимир Харлов вице президент АСМП, Максим Данькин директор департамента АЗРФ и реализации инфраструктурных проектов.
Владимир Майзус директор Онежского ССЗ, наблюдатель АСМП приехал на конференцию с твердой уверенностью, что возглавляемый им завод сможет построить Арктические суда для энергетических компаний и транспортных компаний России. Участники конференции Дальневосточное морское пароходство (ФЕСКО) и НОВАТЭК увидели потенциал Онежского ССЗ. Для АСМП это и есть самое важное - найти взаимовыгодные контакты партнеров.
«Мы уверенно идем к строительству судов и для Арктики с 2015 года, когда Онежский завод был полностью восстановлен и сегодня строит современные корабли», - этими словами завершил свое выступление Владимир Борисович.
Весь арктический мир решает свои вопросы совсем непросто. Тот же вопрос разумной достаточности арктического населения, где в настоящее время в АЗРФ проживает 2.5 млн человек. И во многом промышленная деятельность АЗРФ – привязана к ресурсным проектам. Жить в Арктике дорого и совсем не просто. Поэтому и уровень жизни здесь должен быть выше, чем в среднем по стране. Иначе люди в Арктику не поедут. Все это важнейшие вопросы «малого» Северного пути, который развивает те же вопросы труда и отдыха, без которых обустроить нормальную жизнь населения АЗРФ просто невозможно.
Все необходимые условия и рабочая обстановка конференции стала основой успешной работы для всех партнеров и наблюдателей АСМП.
Вопросы «большого» Северного пути были и будут главными. И их нужно решать, причем в совершенно новых условиях санкционного давления. Этот тренд развития СМП и Арктики стал доминирующим. Сегодня мы обязаны решать все арктические вопросы быстро и эффективно. Именно здесь сейчас идет проверка на прочность и эффективность нашего производства, промышленности, энергетики, судостроения, технологий, изобретательской мысли, и, если хотите, честности и гражданской ответственности. Здесь лучше всего действовать по принципу «по секрету – всему свету», чтобы все страны мира увидели наше умение и возможность преодолевать санкционное давление. Другого выбора просто нет. Без понимания новых направлений СМП Арктики сделать это невозможно.
Не раз мы слышали на конференциях АСМП, что грузопоток на Северном морском пути на 85% - это ресурсный. Поэтому в новых геополитических условиях сначала нужно понять кому и на каких условиях можно экспортировать наши нефть и газ. Гость конференции, профессор Юлия Зворыкина, заместитель директора АНО «Внешэкономбанк» и долгое время работавшая в Минтрансе РФ в своем выступлении отметила, что восточное направление СМП потребует серьезных изменений в логистике. Здесь могут поменяться и условия контракта покупателя, и страхование. Надо быть готовым к волатильности цен, и к расчетам в валюте покупателя. И уж точно не кажутся фантастикой ограничительные меры на отдельных направлениях для российских судов, перевозящих нефть и газ. Нужно проделать огромную работу к подготовке флота и инфраструктуры к новым задачам, включая экологические. По мнению Юлии Викторовны «потребуется дополнительная трубопроводная система из Западной Сибири в Арктику и строительство дополнительного портового хаба СМП». Эти решения позволят решить вопрос безопасности транспортировки ресурсов. Затраты здесь огромные и стоимость этой новой транспортной инфраструктуры 3-5 трлн рублей совсем не кажется заоблачной.
Без четкого понимания вопросов импортозамещения и программы развития Арктического флота развивать коммерческое мореплавание по Севморпути невозможно. Это стало главным в докладе партнеров ассоциации Севморпути ЦНИИМФ и имеющих статус наблюдателей Онежского ССЗ.
Прозвучал на конференции и важнейший вопрос : на чем возить энергоресурсы и достаточное ли у нас количество ледоколов? По утверждению Росатома Северный морской путь действительно самый привлекательный и безопасный маршрут в условиях санкций. Но специальных танкеров ледового класса для перевозки нефти в России не производят. Выходом из ситуации может быть транспортировка обычными танкерами по СМП несколькими партиями летом. А что дальше? Руководитель компании «Гекон» Михаил Григорьев, партнер АСМП в качестве временной меры круглогодичного мореплавания на СМП на период организации строительства собственного крупнотоннажного флота арктических классов считает целесообразным использовать возможности зарубежных верфей. Или привлекать суда на условиях долгосрочного фрахта.
А вот здесь как раз и все непросто. В своем выступлении Александр Игнатьев Чрезвычайный и Полномочный посол, главный редактор журнала МИД РФ «Арктические Ведомости» подвел итоги Председательства России в Арктическом Совете. Удалось сделать немало, но многие вопросы сотрудничества в условиях СВО оказались замороженными. «Создание альтернативного Арктического Совета без России с ее 40% арктической береговой линии невозможно и нужны компромиссные разумные решения», -считает Александр Александрович.
Выступление на тему круглогодичной навигации по СМП Евгения Амбросова, заместителя Председателя Правления ПАО Новатэк, директора по безопасности мореплавания было максимально конкретным. Да, у компании НОВАТЭК огромный опыт по перевозке СПГ по трассе СМП. За последние 10 лет компания перевезла 110 млн тонн грузов. «Задача перехода к круглогодичной навигации на СМП решаема», - сказал Евгений Николаевич. Выполнение двух условий очень важно: нужно построить 15 газовозов и не должно быть никакой задержки в строительстве новых ледоколов. «В противном случае круглогодичная навигация в восточном направлении СМП находится под вопросом», - подвел итог Председатель Арктического Экономического Совета, сообщив о недавней передаче своих полномочий представителю Норвегии.
Еще более лаконично свое мнение о самом важном - выполнения «планов громадья» на Севморпути высказал в своем выступлении Сергей Зыбко - генеральный директор ФГБУ Главсевморпуть: «Не будет ледоколов, никто никуда не поедет». Сергей Николаевич высказал мнение и о разумной достаточности населения АЗРФ. «Система опорных городов и вахтовый метод», - только таким образом вслед за всем остальным арктическим миром можно решить вопрос рабочей силы в Арктике по мнению опытнейшего капитана и нынешнего руководителя Главсевморпути.
Александр Буянов, заместитель генерального директора ЦНИИМФ, партнер АСМП выступил с интересным прогнозом развития Арктического флота до 2050 года. Здесь многое будет решать развитие нашей экономики, судостроения. Мы никуда не уйдем и от ценовой зависимости на нефть и газ. «Наука была есть и будет важнейшей составляющей успешной реализации наших проектов», -уверен Александр Сергеевич.
Александр Андреев, советник генерального директора ПАО Совкомфлот поделился опытом работы на капитанском мостике и сегодняшней ситуации работы ведущей танкерной компании России. «Не только планирование, но и жесткое выполнение планов», - являются ключом к успеху и безопасности мореплавания по трассе СМП отметил Александр Алексеевич. Здесь мировой опыт в решении Арктического мореплавания очень может пригодиться. «Умелая организация караванного движения судов может и должна помочь в транспортировке энергоресурсов во время недостаточного числа ледоколов. И здесь не обойтись без хорошей IT программы», - сказал капитан с многолетним стажем работы на СМП.
Юрия Чашков, советник ВОИР и Владимир Скоропупов, руководитель АСПОЛ-Москва были гостями конференции АСМП и их выступления не были запланированы. Но не дать слово капитану, изобретателю мини-ледокола и настоящему энтузиасту возрождения малой полярной авиации было бы неправильно.
Идея продления навигации на реках, прилегающих к СМП с помощью мини-ледокола «Помор», может помочь продлить северный завоз и саму Арктическую навигацию.
Окончательное мнение за экспертами, многие из которых считают мини-ледокол «Помор», созданный командой опытнейшего капитана Юрия Чашкова, эффективным решения этого вопроса.
НОВАТЭК попросил предоставить отчет по испытанию ледопроходимости ледокола «Помор» для его возможного использования в Обской губе. Это и есть главная ценность таких встреч и возможность расширения партнерских связей для АСМП. Когда на конференции партнеры видят возможности и продолжение взаимовыгодных контактов.
Владимир Скоропупов обратился к руководителям компаний, работающих в Арктике.
«Не восставим малую авиацию, не сможем успешно развивать Арктику», - обратился к участникам встречи почетный полярник Скоропупов. «Предложение о возобновлении производства самолета АН-2 в комплектации «Русская Арктика», – самый простой и дешевый способ вернуть успешную малую авиацию в Арктику и в Россию», - считает Владимир Иванович. Все участники конференции уверены, что вопросы авиаразведки на трассе СМП остаются очень важными.
Лучше один раз увидеть... Проекты развития НОВАТЭК и новый офис компании всем участникам конференции увидеть было очень интересно.
Конференция АСМП завершилась кратким подведением итогов. 34 участника в режиме ВКС и личного участия представили 12 интереснейших докладов. С небольшим информационным сообщением «очно»выступил партнер АСМП Игорь Гапешко руководитель компании Транзас Навигатор. По разным причинам не все участники успели выступить. Это урок на будущее. Нужна более продуманная и заблаговременная подготовка. Выступление партнеров ассоциации СМП гендиректора Алексея Стрельченко АО «Управление перспективных технологий» о прокладке ВЛС на трассе СМП, гендиректора Валерия Остапчука АО «Нарьян-Марский авиаотряд» о проведении спасательных операций на СМП, Анатолия Личманова руководителя Представительства АО «ДВМП» (FESCO) в Москве - о контейнерных перевозках на СМП, нашего специального гостя Вячеслава Карпова об арктическом бизнесе в Канаде так и не прозвучали на конференции. При сочетании «очного» и «заочного» режима участия, как его острумно назвал Евгений Амбросов, модератор должен четко регламентировать время доклада. Тогда сбои в программе конференции из-за большой занятости участников и огромной разницы во времени (Чукотка, Магадан, Саха-Якутия, Таймыр, Канада) будут минимальными.
Проведение конференции было бы невозможным без службы технической поддержки , помощницы заместителя Правления ПАО НОВАТЭК Нины Подщеколдиной и Галины Харловой, которая вела подготовительную переписку АСМП и обеспечила техническую поддержку показа фото и видео материалов участников конференции.
Совместную резолюцию мы направим в Минвостокразвития и партнерам АСМП. И конечно, фотографии на память. После получения записи от ПАО НОВАТЭК конференции мы готовы поделиться со всеми партнерами ассоциации Севморпуть.
Всем нашим партнерам, кто работает и живет непосредственно в АЗРФ, кому предстоит Арктическая навигация-2023 на СМП и прилегающих реках, кто строит и управляет Арктическим флотом, кто готовит кадры и обеспечивает развитие науки, мы желаем удачи в решении всех поставленных задач. Мы рады новым партнерам, которые готовы присоединиться к ассоциации СМП.
До новой встречи, которую намечено провести 26 октября в ПАО Совкомфлот в Москве.
Ближайшие события
Важные для АСМП мероприятия на 2022 г.
Долгосрочный ледовый прогноз ААНИИ по СМП на сентябрь-октябрь 2020 года
Харлов Владимир Галактионович - Вице – Президент Ассоциации Северного морского пути по работе с партнерами ассоциации, приглашен выступить на заседании Диссертационного совета МГИМО.
В последнюю неделю марта 2020 года состоится Конференция ассоциации северного морского пути
Приглашаем Вас на конференцию "Северный морской путь - путь развития бизнеса и международного согласия" ассоциации «Северный морской путь», которая пройдет в марте 2020 года в Москве .
Наши поздравления
Поздравление сотрудников Федеральной Таможенной службы России
Поздравление Юрия Васильевича Бездудного с Днем Рождения
Поздравление с днем рождения президента АСМП Артура Чилингарова
Поздравление губернатора Магаданской области Носова С.К с победой на выборах
Наши поздравления вице-президенту АСМП Селезневу Павлу Валентиновичу
Поздравление с Днем работников морского и речного флота
Горячим сердцем они покорили льды Арктики.
Поздравление Ирлице Леониду Александровичу и.о ФГУП Атомфлот
Поздравление АО УПТ от ассоциации СМП
Поздравление с Днём морского и речного флота.
Поздравляем партнёра АСМП ФГУП Атомфлот с награждением национальной премией "Хрустальный компас"
Ассоциация СМП поздравляет Антохина Геннадия Ивановича
Ассоциация Северного морского пути поздравляет Норвегию с Днем Конституции
Поздравление ассоциации СМП - Заместителю Генерального директора ФГУП «Атомфлот» Головинскому С.А
Наши поздравления новому Президенту ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (FESCO) Сахарову М.В
ВРИО Архангельской области Цыбульскому Александру Витальевичу
Ассоциация Северный морской путь поздравляет Цыбульского Александра Витальевича с новым ответственным назначением- временно исполняющим обязанности Архангельской области.
Участники о встрече 31.10.2019
Поздравление Чилингарова А.Н. и Тюрина В.А. c 90 летием газеты "НЯРЪЯН ВЫНДЕР"
Галлерея NSRA
Контакты
+7 (499) 391-30-95
+7 (926) 520-28-03
vkh@nsrassociation.ru
127473 Москва, ул. Селезневская 11-а, строение 1, Россия