Главная >
Новости >
13 апреля 2022 года состоялось совещание под председательством Президента Владимира Путина по Арктике и Северному морскому пути.
Практически все ключевые игроки участвовали в совещании по развитию АЗРФ и Севморпути Для ассоциации СМП особый интерес представляют взгляд России на развитие Северного морского пути.
Давайте проясним основные итоги этой важной встречи по СМП за последнее время.
Новая геополитическая ситуация создала ситуацию, когда прогнозы по грузопотоку СМП не могут быть «сдвинуты вправо», т.е отсрочены. Напомним, что четыре основные компании Новатэк, Северная Звезда, Роснефть и Газпромнефть обеспечат к 2030 году оборот до 200 млн тонн. Сама по себе цифра огромная, на фоне сегодняшних 35 миллионов тонн грузопотока СМП за 2021 год. Достичь 80 млн тонн груза по СМП — такая задача поставлена на 2024 год. Но та, и другая цели вполне достижимы , если произойдет намеченная переориентация сырьевого экспорта на восток в первую очередь в страны с быстрорастущими экономиками - Индию и Китай.
Дело не пойдет и без развития Арктических портов, создание условий для качественного обслуживания судов, их бункеровки и пр. Здесь нет мелочей и это может быть важная часть инфраструктурного развития СМП. Для ассоциации СМП это хороший сигнал для установления партнерских отношений с портами СМП и Совет АСМП под руководством Артура Чилингарова будет активно работать по этому вопросу.
И Президент Владимир Путин, и вице -премьер Юрий Трутнев в своем выступлении говорили не только о ходе строительства ледокольного флота, но и других типов судов, работающих на трассе СМП, идущими «следом за ледоколами».
Без успешно работающего и эффективно работающего аварийно-спасательного флота и аварийно-спасательных центров МЧС работа судов на трассе СМП очень затруднена. Особенно в восточной части СМП, которую можно по праву можно пока назвать «инфраструктурной пустыней». Старых центров не стало , а новые еще предстоит построить.
Еще одна очень важная перспектива развития СМП, связана с глобальным потеплением и мощным ледокольным флотом. Круглогодичная навигация, которая может быть обеспечена при наличии 6 ледоколов, сделает северный морской путь несоизмеримо более привлекательной транспортной артерией как для России, так и иностранных судовладельцев.
Источники и объёмы финансирования выполнения этих программ должны стать конкретными и с четкими временными рамками. Без модернизации и расширении производственных мощностей наших судостроительных предприятий, без локализации обновление не обойтись. Только современный арктический флот сделает логистику по СМП успешной. Это все обсуждалось на конференциях ассоциации СМП, включая развитие Арктического круизного туризма. Партнер АСМП французская компания ПОНАНТ уже начала круизные рейсы по СМП в прошлом году. Все население, проживающее в Арктической зоне, должно реально почувствовать преимущества и компенсацию за проживание в районах так называемого «малого Северного пути» в суровых условиях Арктики.
На территориях , прилагающих к трассе СМП от Мурманска до Чукотки должно быть комфортно и выгодно работать, производить товары и услуги. Вопросы распространения льгот должны неукоснительно соблюдаться для всего бизнеса, работающего в АЗРФ. Об этом неоднократно говорил в своем выступлении и Президент Путин и все ключевые участники..
Главные направления научно-исследовательских программ и сотрудничества — это обеспечение баланса между экономическим развитием и сбережением хрупкой арктической природы. Здесь много направлений, но наука должна активно помогать, чтобы любое экономическое решение было связано с экологией. Совместные научные международные решения и исследования помогут всем нам понять, что Арктика -наш общий дом. С активным привлечение внерегиональных государств в нынешней геополитической ситуации. Работы в Арктике хватит на всех.
Новое ледостойкое судно «Северный полюс», которое начнет работать в формате дрейфующей лаборатории осенью 2022 года , будет выполнять самый широкий спектр Арктических научных исследований : от донных отложений и льда до верхних слоев атмосферы. Мировое научное сообщество получит новые возможности научного сотрудничества. Мы надеемся, что партнер АСМП Шведский полярный центр тоже сможет включиться в эту работу. Будет возобновлена работа добровольных судовых метеостанций российских судов, работающих на трассе СМП, для получения более полных сведений о климатических изменениях в Арктике. Два новых научных центра в Архангельске и Саха-Якутия начинают свою исследовательскую работу по исследованию Арктики.
Напомним в Российской Арктике проживает 2 млн человек, 19 малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Вопросы обеспечения всем необходимым может решить северный морской завоз. Решение президента о принятии федерального закона о северном завозе с определением перечня грузов, планировании, финансировании позволяет высказать уверенно: Российской Арктике, Северному морскому пути - дальше жить и успешно работать.
И еще. АСМП уверена, что 58% мирового Арктического побережья делают Россию необходимым партнером для совместного противодействия экологическим проблемам в Арктике . Вместе с нашими российскими и иностранными партнерами.
По материалам совещания Президента РФ по вопросам развития СМП и Арктики 13 апреля 2022 года
и материалам конференций АСМП.